ЭНЕРГИЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ

Антон Иванов, пять лет:
«Я так устал, как лампочка
на сто двадцать вольт,
которую включили в сеть
на двести двадцать вольт
без трансформатора».
Чуковский К. И. «От двух до пяти».
Книга для родителей.
М., Педагогика, 1990, с. 150.

Здравствуйте, родители!
Детям не хотите ли
развивать и ум, и речь,
чтоб энергию беречь?

«Киндер-сюрприз»! Посмотрите, как его на ТВ рекламируют дети 3-4 лет. Как они талантливо учат родителей любить детей подарками. И если на самом деле любите своих детей, подарите им привычку беречь энергию. Научите их быть рачительными хозяевами.
«Беречь энергию? Детям надо тратить энергию! – скажут родители. – Надо бегать, прыгать, резвиться. Иначе, какие они дети?!».
Это правильно. Урезать энергозапас роста ни в коем случае нельзя.
Но нельзя и бездумно расходовать энергию роста, в том числе энергию растущего интеллекта. С самых ранних лет в маленьком человеке необходимо развивать и ум, и речь, и в целом менталитет, который в XXI веке концентрируется на устойчивом развитии. На том, что люди понимают: они в ответе и за себя, и за всю планету, на которой живут.
А тут уже без экономного расхода энергии не обойтись.
По сути, устойчивое развитие человечества и сохранение жизни на Земле начинается с каждого отдельного человека, в том числе и с каждого ребёнка. Но как ему объяснить, нашему ребёнку, что исторически мы в России не привыкли к экономии, а глобализация заставляет нас менять менталитет? Что суть любой экономии, в конечном счёте, состоит в энергосбережении. Что природные ресурсы хранят в себе энергетику прошлых лет, веков и многих тысячелетий, но они, к сожалению, не бесконечны, и надо подумать о том, как эти ресурсы сохранить не только для себя, но и для потомков.
«Это не под силу детскому уму, тут и взрослые не могут договориться, – решит иной родитель. – Не лучше ли пока подождать? Ребёнок вырастет, и сам всё поймёт». Однако самотёк редко доводит до добра – и не только в семье, но и в стране тоже.
Все мы родом из детства. Понимаем, что сегодня дети, завтра – народ. В детстве мы познаём и принимаем основные жизненные ценности, которые получаем в семье. Именно в это время возникают многие привычки, переходящие позже в образ жизни. Экономить же энергию выгодно и семье, и государству. Всем на карман!
Конечно, подумает читатель, идея вроде хорошая. Да как её реализовать? У взрослых и то не всегда получается с энергосбережением. Вспомним, с каким трудом реализуется Закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». А закон-то серьёзный, касается всего населения.
Ну, что ж, если у детей не выходит всерьёз, то, может … поиграть в энергоигру?
Тем более, что учиться экономить ресурсы детям лучше всего с родителями как раз играючи. Можно не очень напрягаться, можно получать удовольствие, но при этом твёрдо знать, что игра точно пойдёт на пользу, на устойчивое развитие самого ребёнка в духе нового века.
Сейчас за этой игрой уже стоит фундаментальный международный проект ШПИРЭ (Школьный проект использования ресурсов и энергии), известный в России с 1996 года (см. http://spareworld.org/rus/russia/coordinator).
О нём знают многие, но по нему мало кто работает. На то есть свои причины, и о них надо сказать сразу. В «Строительной газете» (№32 и №34 от 10 и 24 августа с.г.) раскрыты основные направления энергосбережения в школьном и дошкольном образовании на базе ШПИРЭ. Отметим, что этот проект поддерживают во всех регионах, но, правда, точечно и пока не в детских садах, а лишь на уровне отдельных школ или учителей. Для школ есть и пособия, но всё равно проект идёт еле-еле: нет преподавателей, нет учебных программ, нет часов в расписании. А в садах и вообще непочатый край.
Наша национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы предусматривает их всестороннее развитие и самореализацию. В связи с ней по детским садам принимают необходимые шаги правительство, министерства, губернаторы и мэры, управления по дошкольному образованию. Однако энергосбережение в ЖКХ на уровне дошкольников ими не предусмотрено, да и не могло быть предусмотрено.
Проект ШПИРЭ, безусловно, даёт ясные рекомендации на этом направлении, и они могли бы успешно применяться дома и в детском саду. Но ведь это только рекомендации. А их конкретное применение требует ясных программ, рассчитанных на возраст детей и соответствующих принятым в стране образовательным стандартам. Но откуда и когда появятся такие программы?
Заниматься энергосбережением давно пора в детских садах, где будущие хозяева Земли с малых лет учатся любить природу, жить в ладу с ней и со своим временем. Это же новые, «сетевые» дети! К их занятиям по словесности, рисованию, музыке, математике сейчас прибавляется знакомство с техническим прогрессом. В их обиходе мобильники, видео, компьютерные игры. Отсюда впервые открывается окно и в мир энергосбережения, но его пока редко кто видит из воспитателей и родителей.
«Строительная газета» подробно раскрывает эти вопросы, когда пишет о проекте для самых маленьких – развивающей энергоигре «ТЭЦ из ничего», адресованной, прежде всего, семьям строителей с прицелом на ЖКХ. Подчеркнём, что именно отсюда – от семьи и детского сада, лежит совместный путь нового поколения, от которого зависит будущее страны. Родители, желающие приобщить детей к техническому прогрессу и, в частности, к энергосбережению, всегда могут получить в Интернете информацию по всему спектру проблем физического и интеллектуального развития детей.
Ближе всех к энергоигре – семейные детские сады. Это вовсе не коммерческие сады на дому, как иногда думают. Это особая форма государственной поддержки многодетных семей. В такой сад зачисляют дошкольников, и дом становится подразделением районного детского сада. А родитель – воспитателем. У него трудовая книжка (идёт педагогический стаж), зарплата, компенсация за питание детей, деньги на методички, игрушки и мебель, консультации специалистов. А дети посещают оздоровительные и другие занятия в саду, участвуют в утренниках, праздниках, экскурсиях и т.д.
Сайт «Растущая семья» даёт семье полезные знания. Там можно узнать, как и во что играть с ребёнком, какие игрушки и вещи ему нужны, как сохранить его здоровье, как воспитывать и обучать. Кружки и секции, лучшие школы, предметные олимпиады – эти и другие темы всегда на сайте (http://www.2007ya.ru/deti/3-7/semeyniy-detskiy-sad).
Семейные детские сады могут первыми использовать инновационные возможности развивающей энергоигры, предложенной строителям. Там меньше формальностей в части разрешений и согласований, успех целиком зависит от исполнителей. Текст энергоигры не обращён к детям напрямую, а адресован родителям (воспитателям), особенно тех семей, которым не удастся устроить детей в сад. Хотя по закону «Об образовании» государство гарантирует право на дошкольное образование, однако в садах не хватает до 1,5 млн. мест по всей России. А тут ещё и бэби-бум. При такой перспективе развивающая энергоигра может оказать родителям существенную образовательную поддержку.
Здесь не исключено и содействие со стороны общественного движения «Родители за здоровое поколение» (http://www.go-parents.ru), призванного защищать (и удовлетворять!) основные образовательные потребности семьи. Массовое развитие инновационных форм дошкольного воспитания и образования, семейных детских садов, повышение социальной активности родителей и детей является основной задачей этого нового движения. И если «родители за здоровое поколение» попробуют обеспечить здоровье своих отпрысков тем, что у себя дома научат их экономить энергию для семьи, для ЖКХ, для района и города, то из этой их экономии на самом деле сама собой получится ТЭЦ из ничего.
Как получится? Очень просто. Слова игры как свод простейших правил остаются в памяти, побуждая детей соответственно думать и действовать, что постепенно входит в привычку. Особенно, если энергоигра продолжается и в школе (по проекту ШПИРЭ).
Далее несколько методических советов. В ходе игры не надо считать, кто больше сэкономит. Во-первых, у детей разные возможности для экономии, во-вторых, они же станут соревноваться, фантазировать, а в итоге может получиться милый обман, который опасен в моральном отношении. Здесь тонкая грань, и её не следует преступать.
В детском саду киловатты идут как показатели мощности электроприборов, а не как результаты экономии энергии. Потом, в школе, можно считать точнее, но и там важно, чтобы это не переходило в соревнование между школьниками.
В детских садах текст энергоигры можно использовать так, как решат воспитатели: авторских претензий не будет. Эпизоды, декламации, речитатив, распределение ролей, подготовка музыкального сопровождения и рисунков (чем проще, тем лучше) – всё это в руках воспитателей. Всё это зависит от их вкуса, возможностей детского сада и таланта маленьких исполнителей.
И, конечно, от фантазии. В одном саду из всего текста на первый раз извлекли один эпизод – с люстрой. Вот как его переделали. В центре комнаты воспитатель, вокруг дети: пять «живых» лампочек. Это люстра. Когда их «включают», они «горят» в люстре (просто поднимают обе руки). А кого «выключили», перебегает на любое место за её пределами. Места обозначены: «Бра», «Торшер», «Соседи», «Подъезд», «Дом», «Улица» и т.д. Есть даже «Утюг». Говорят, что получается весело: дети изображают не только лампочки, но и бытовые электроприборы.
Наверное, так оно и есть. Фантазия, если она разумная, дело полезное, а в этой игре – вдвойне. Тем более, что текст энергоигры выполнен в стихах, что должно быть более привлекательным для детей и запоминающимся.
Будут замечания, предложения – давайте. Кто захочет доработать проект для себя, пожалуйста. Учтите, что повторы и вариации, а также несколько не закавыченных цитат из классики – обычная практика в таких текстах. В ходе игры их можно сокращать или убирать вовсе. Можно и переиначивать фразы, сохраняя цель и смысл обучения, или для начала выбирать и разыгрывать один-два-три эпизода.
Вместе с тем, просьба извещать обо всех пробах и изменениях, присылать оценки, замечания и всё, что сочтёте интересным для развития темы. Всё это будет учитываться в дальнейшем. В ближайшее время планируется открыть тематический блог по энергоигре, и тогда обмен мнениями может происходить в режиме реального времени.
Напомним себе ещё раз: время не ждёт, а дети растут. Сегодня дети, завтра – народ.

Приложение.
1. Энергоигра «ТЭЦ из ничего».
2. Энергия – из ничего. Как её производить? // «Строительная газета», №32 (10199) 10 августа 2012 года, стр. 20.
3. Сенсационное строительство // «Строительная газета», №34 (10201) 24 августа 2012 года, стр. 4 – 5.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.