Первая половина учебного года позади. У многих родителей и детей ненависть к школе достигла своего апогея, исчезли иллюзии по поводу того, что учеба станет праздником. Беседы с учителями по поводу неуспеваемости ребенка, ежевечерние пытки с домашним заданием, семейные скандалы на этой почве, поиски репетитора...
Между тем, если у ребенка что-то не получается в школе, это скорее всего повод для обращения к врачу, а не к репетитору. Ругать ребенка за неуспеваемость нельзя, считает руководитель медицинского центра "Успех", врач-психотерапевт Ольга ЛЕНСКИХ. В интервью "ЗР" она ответила на вопросы наших читателей о проблемах, которые возникают у детей в школе.
- К нарушению школьных навыков в медицине принято относить проблемы, которые возникают у детей в первых классах школы. Они проявляются даже при самых благоприятных условиях обучения и вызваны врожденным повреждением определенных структур головного мозга во время беременности или родов. Такие изменения переходят из поколения в поколение, наследственно закрепляясь. И если родители сегодняшних учеников вспомнят себя в возрасте своих детей, а еще лучше найдут свои старые тетрадки, то они поймут, что и им были присущи школьные проблемы их детей. Иногда такая патология может передаваться через поколение - от бабушки или дедушки. Учителя и родители часто не знают об этом, ругают бедного ребенка, но этим ему совсем не помогают. Потому что его нужно лечить, а если этого вовремя и целенаправленно не делать, нарушения остаются у человека на всю жизнь.
К нарушениям школьных навыков относят: алалию, дисграфию, дискалькулию и дислексию. Алалия - это дефект активной речи или дефект восприятия речи, он касается всех составляющих речи -грамматической, лексической и фонетической. Причина ее возникновения - врожденное недоразвитие или поражение речевых зон доминантного полушария. Выделяют моторную и сенсорную алалию. При моторной алалии дети не могут согласовывать слова в роде, падеже, числе. Неправильно употребляют предлоги, переставляют в словах слоги, не употребляют в речи отглагольные формы. Эти нарушения сопровождаются соответствующим поведением: дети расторможены, у них снижены внимание и работоспособность, имеются интеллектуальные нарушения.
При сенсорной алалии дети не всегда полностью понимают обращенную к ним речь, так как плохо дифференцируют звуки. У таких детей проявляются трудности в соотношении между предметом и словом. Дети искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, не прислушиваются к речи окружающих, могут не откликаться на зов. Но если такому ребенку дать невербальное задание, то он выполнит его очень хорошо. Из-за этих нарушений у таких детей отмечается бедность словарного запаса, косноязычие.
Дисграфия, или нарушение письма, проявляется в виде неверного соотнесения звуков устной речи и их графического изображения. Если такому ребенку дать списывать текст, то он сделает это неплохо, но если будет писать под диктовку, то сделает много ошибок. Дети с дисграфией заменяют буквы по сходству их произношения, пропускают гласные, согласные, а иногда даже и целые слоги. Они также могут расчленять слово или, напротив, слитно написать отдельные слова. Иногда они зеркально пишут буквы. Если посмотреть тетрадку такого ребенка, то кроме ошибок будет еще нарушено и само письмо - он нечетко пишет буквы, строчки в его тетради "соскальзывают". Эти явления связаны с нарушениями психомоторики и пространственным восприятием. Дисграфия может быть акустической, а наиболее часто встречаются сенсорная и оптическая.
Дискалькулия - это нарушение навыка счета. Это расстройство может быть как изолированным, так и входить в структуру других нарушений школьных навыков. Проявляется дискалькуляция в виде нарушения осмысления структуры числа, затруднений операций с числами, особенно со сложными числами и с переходом через десяток. Такие дети с трудом анализируют схему тела, определяют левую и правую стороны, отыскивают геометрические фигуры по образцу, соотносят предметы в пространстве. Они плохо усваивают понимание времени на часах в связи с трудностью определения расположения стрелок на циферблате. Часто дискалькулия сочетается с дисграфией в виде зеркального написания сходных букв. Например, "А" и "Д", "Р" и "Ь", "В" и "Б" и т.д. Эти дети очень плохо рисуют, не умеют лепить, не могут освоить такие навыки, как завязывание шнурков. В старших классах они не справляются с геометрией и черчением. Но интеллектуальные процессы: память, абстрактное мышление, способность к обобщению у таких детей не нарушены.
Дислексия (нарушение понимания текста) - это нарушение формирования навыка чтения, которое может проявляться в невозможности соотнести графическое изображение буквы с соответствующим звуком и связанного с этим неверного считывания. Такие дети смешивают звуки сходные по артикуляции, звучанию, графическому изображению.
- Ольга Викторовна, прокомментируйте, пожалуйста, примеры из жизни. Одну нашу читательницу волнует то, что ребенок в прописях пишет некрасиво - палочки у него залезают за линейки, не получается наклон букв.
- Очень многие родители (и не редко под влиянием учителей) хотят, чтобы у детей был очень красивый почерк. Если ребенок пишет коряво, его ругают, заставляют переписывать одно и то же по нескольку раз, не понимая, что в основе этого могут лежать изменения в головном мозге, полученные ребенком во время внутриутробного развития, во время родов. Если вы видите, что ребенок не может писать "красиво", надо обязательно вначале показать его специалисту, а не заставлять писать одно и то же. Если ребенок очень ответственный и тревожный, то он будет стараться угодить вам вопреки своим возможностям и вскоре приобретет еще одну болезнь, которая называется писчий спазм.
- Есть еще вопрос от мамы первоклассника. Ребенок не может составить отдельные буквы в слова (читает буквы м-а-м-а, а не целое слово мама). Интересно, что у его матери в детстве была точно такая же проблема, ее, когда она была маленькая вылечил репетитор, который играл на фортепьяно и заставлял ее петь слова.
- Скорее всего, этот ребенок страдает дисграфией. И я очень сомневаюсь, что его маму смогли "вылечить". Как показывает опыт, дети просто зазубривают, как правильно писать, естественно, они делают это, чтобы их не ругали, и не понимают, что пишут. С такими проблемами в центре мы сталкиваемся постоянно. Когда начинаешь проверять ребенка по специальным методикам, то обнаруживается, что подобные дети не слышат практически все звуки. Недавно был такой случай - бабушка, учитель русского языка и литературы, привела ребенка лечиться от заикания. Ребенок, несмотря на свой дефект, в школе считается отличником. Когда мы стали его проверять на дисграфию, то выяснилось, что ребенок делает ошибки во всех слогах, данных для письма, - ведь слоги и слова, которые продиктовали ребенку, были ему совершенно незнакомы! Он их никогда не зубрил. Итог - слезы ребенка, удивление родителей.
- Ребенок не умеет рисовать и, даже если просто нужно раскрасить картинку, краска или карандаш у него вылезает за контур.
- Как я уже сказала выше, неумение рисовать сочетается с дискалькулией. Ребенка необходимо показать специалисту и, уверена, там обнаружатся неврологические нарушения в определенных структурах головного мозга.
- Очень сложно заставить ребенка вообще сесть за уроки и начать что-то делать - то у него ручка упала, то попить захотелось, то в туалет, то начинает о чем-то разговаривать, отвлекается.
- В этом случае, я думаю, сначала необходимо исключить психологическую проблему. Поинтересоваться, почему ребенок не хочет учиться. Может быть, родители слишком требовательные, может быть, в школе учитель плохо относится к ребенку, и от этого у него снижается мотив к учебе. Возможно, ребенку плохо даются какие-либо школьные навыки, а родители и учитель этого не понимают. Если в этом плане проблем нет, то можно предположить психический инфантилизм или астеническое состояние у ребенка. Определить это может только специалист.
- Подросток в девятом классе читает по слогам. Смешно, конечно, но химию из-за этого не понимает вообще.
- Я думаю, из сказанного выше понятно, что этот ребенок страдает серьезными проблемами нарушения школьных навыков, на которые почему-то до сих пор не обратили внимание взрослые. Наверное, если повнимательнее приглядеться к такому подростку, то можно увидеть и другие психические и характерологические проблемы. В данном случае удивительно не то, что ребенок читает по слогам, а то, что это никого не волновало до сих пор. На мой взгляд, необходимы комплексный осмотр подростка специалистами и комплексное обследование.
- Как реагируют обычно на все это взрослые?
- Родители реагируют на это, как правило, так, как требуют учителя, а учителя, к сожалению, очень часто незнакомы с данной группой медицинских проблем и поэтому считают, что родители либо не занимаются со своими детьми, либо дети "плохие". Между тем первое, что в случае возникновения проблем должны сделать родители, это показать детей специалистам, решить медицинские проблемы. Может быть, после этого не надо будет и ругаться с ребенком, наказывать его и нанимать репетиторов. Сколько ни заставляй писать красиво, если ребенку это не дано, то он будет писать так, как умеет. Учитель должен в первую очередь обратить внимание родителей на то, что у ребенка есть данная проблема, и посоветовать обратиться к специалисту. Если патологии не обнаружено, то к ребенку с нарушениями школьных навыков нужно относиться спокойно, помогая ему преодолеть их, а не закреплять в комплексы.
В нашей практике были и другие случаи. Когда учитель видел, что у ребенка есть нарушение школьных навыков на уровне медицинской проблемы и рекомендовал обратиться к специалистам, а родители считали, что это учителя и врачи плохие, а их ребенок все делает отлично. В таких случаях всегда бывает очень жалко ребенка, ведь ему потом жить с этой проблемой не один десяток лет.
- Нарушение школьных навыков вообще как-то корректируется?
- Да, это целый комплекс мероприятий с использованием лекарств и специальных техник. Кроме того, родители должны помочь своим детям нивелировать имеющееся у него нарушение. Лучше всего, если это делается во время игры. Например, ребенку с дискалькулией можно помочь научиться узнавать время, купив самый простой будильник с арабскими цифрами и давать различные шуточные задания. Всем детям с нарушением школьных навыков полезно развивать мелкую моторику рук. Излечение этих нарушений требует длительного времени и большого упорства со стороны и родителей, и детей, и учителей.
В заключение мне хочется сказать, что в царской России отличником считался ученик, который хорошо успевал по смежным предметам, даже если по другим школьным дисциплинам он не был очень успешным (например, если ученик отлично учился по математике, химии, геометрии и на тройку успевал по литературе, истории и иностранным языкам). В таком подходе было рациональное зерно. Гимназия давала возможность развиться существующим способностям, а общество получало талантливых людей. Поэтому мой совет родителям: помогите ребенку развить свои способности, найти дело по душе. Но при этом не забывайте решать медицинские проблемы своих детей.
Добавить комментарий