Многие современные дети рано начинают читать и писать. Родители, окрыленные их успехами готовы как можно быстрее отправить ребенка в школу. Подобно садовнику, сажающему зерно в землю, и с нетерпением ждущего урожай, папы и мамы, записывая свое чадо в первый класс, предвкушают, после положенного срока, увидеть его образованным, гармонично и всесторонне развитым. В связи с этим они часто много времени и сил тратят на подбор школы, соответствующей их требованиям и собственным внутренним стандартам.
Однако свидетельствует ли умение читать и писать о готовности ребенка приступить к начальному образованию? Школа – это, прежде всего, организация, где важно уметь подчиняться, выполнять задания учителя, даже если делать их совсем не хочется. Это необходимость усвоения большого объема материала и получение всевозможных навыков за короткое время. В классе нужно уметь заниматься общим делом, обладать способностью устанавливать отношения с другими детьми, уметь и постоять за себя, и пойти на компромисс.
По мнению специалистов, чтобы ребенок мог нормально адаптироваться к новым условиям, его психика должна достичь в своем развитии определенного уровня. Сложный процесс формирования психического аппарата проявляется развитием мыслительной деятельности, познавательных процессов, а также, что особенно важно, появлением способности координировать свое поведение исходя из жизненной необходимости, а не из понятия «хочу - не хочу». То есть то, что на языке психологов называется произвольностью. Несмотря на модные разговоры об акселерации, у большинства нынешних детей, как показывает практика, этот процесс по-прежнему завершается к семи годам.
Научить ребенка читать можно и в три года, но он не готов еще стать школьником. В этом возрасте, чаще всего, главное дело малыша по-прежнему игра, а не учеба. Но и к детским играм надо относиться серьезно. В своей высшей форме игра приобретает правила, а дети - возможность контролировать свои действия исходя из заданных условий. В игре происходит развитие воображения, проигрывание социальных ролей, синтезируются представления о мире, складывается самооценка, формируется способность подчиняться правилам.
Если вы хотите понять, готово ли ваше чадо пойти в школу, стоит посмотреть и на то, как он рисует. Изображенный им «человек» должен иметь голову, туловище, руки, ноги, а также все видимые части тела: глаза, брови, нос, уши, пальцы, ступни. Фигура человека должна быть нарисована, так называемым, синтетическим способом, т.е. как единое целое. Таким образом, чтобы всю ее можно было обвести контуром, не отрывая карандаша от бумаги. Ноги и руки как бы «растут» из туловища. Чем больше деталей в рисунке и чем он гармоничней, тем выше общий уровень психического развития.
Действительно, благодаря возросшему среднему уровню образованности общества современные дети раньше своих сверстников, допустим, сорок лет назад, могут освоить грамоту. Но, изучая этот феномен, психологи однозначно приходят к выводу, что умение читать и писать не только не становится определяющим, но и вообще не является критерием для поступления в школу.
Подавляющее большинство шестилеток (как показывают отечественные и зарубежные исследования - около 80%) не обладают психической готовностью к школьному обучению. В школе у них резко повышается тревожность, снижается самооценка, появляются невротические реакции, психосоматические заболевания, снижается зрение. В таких условиях, конечно, страдает успеваемость, но главное, есть прямая угроза неокрепшему здоровью ребенка.
Именно поэтому несколько лет назад в составы медицинских комиссий, проводящих обследование детей перед школой, в обязательном порядке стали включать психологов-педагогов. С помощью специальной методики они определяют готов ли ребенок к школе, сформировалась ли та психологическая база, которая поможет справляться с предъявляемыми требованиями. Специалист определяет уровень интеллектуального развития, тонкой моторики, координации движений рук и зрения, умение ребенка подражать образцу. По результатам тестирования даются рекомендации, но принятие решения и ответственность за него лежит на родителях.
Возраст после трех лет называется младшим дошкольным. В это время стоит расширять кругозор ребенка, обращать его внимание на детали и взаимосвязи, больше разговаривать с ним, а еще больше слушать.
Составить для себя общую картину, готов ли малыш к обучению вы сможете, приняв во внимание вышесказанное и ответив на следующие вопросы:
1. Способен ли ребенок к простейшей классификации?
2. Может ли он объединить несколько предметов в одну группу по основному признаку? К примеру, машина, автобус, электричка - это транспорт; яблоки , груши, сливы - фрукты и т.п.
3. Может ли определить лишний предмет: тарелка, кастрюля, щетка, ложка?
4. Может ли рассказать историю по картинке, выделить главную мысль, проследить связи?
5. Способен ли описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
6. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
7. Умеет ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими?
8. Включается ли он в игру других детей?
9. Соблюдает ли очередность когда этого требует ситуация?
10. Возникает ли у ребенка желание самостоятельно посмотреть книги?
11. Внимательно ли он слушает, когда ему читают?
12. Сможет ли ребенок ответить чем похожи и чем отличаются вещи или животные? К примеру, гвоздь и винт, кошка и белка.
Не стоит специально «натаскивать» ребенка к тестированию, подсказывая ему правильные ответы или показывая как правильно рисовать. Это плохая услуга. Внимательное отношение поможет вовремя выявить то, чего не хватает, и подобрать нужные задания, постепенно увеличивая сложность.
Позвольте своему ребенку наслаждаться детством, делать простые и важные открытия, тогда к школе он придет серьезным и самостоятельным.
Добавить комментарий