Определенного времени, когда ваш малыш начнет разговаривать, не существует. Словарный запас ребенка и, как это ни парадоксально, его собственное желание произносить слова, зависит от многих факторов. Есть дети - прирожденные молчуны, а есть болтуны, которые к двум годам способны говорить целыми предложениями. Тем не менее, если к 2,5 годам малыш не произнес ни одного слова, необходимо предпринять соответствующие шаги, чтобы помочь ему заговорить.
Любой ребенок, тем более на ранней стадии развития, по своей природе крайне любознателен. Его интересуют все предметы (особенно представляющие опасность - розетки, проводочки, двери и т.д.), но помимо этого он является и социальным существом, которому необходимо общения, поначалу с родителями и родственниками, а потом - со сверстниками, и нельзя пресекать его стремление к общению, иначе он замкнется в себе. Вначале малыш произносит отдельные буквы ("гуление"), потом слова, а уже потом связывает их в предложения. Каждый этап речевого развития важно пройти правильно и не форсируя события. Основных причин задержек речевого развития - пять. Среди них - гиперактивное речевое развитие, частое употребление упрощенных слов отставание в речевом развитии в процессе называния предметов, отставание в речевом развитии в период эмоционального общения, отставание в речевом развитии вследствие ориентации на предмет.
Гиперактивное речевое развитие
Если ребенок чересчур активно начинает говорить, и буквально через несколько недель из его уст можно услышать целые предложения, - это большой повод для беспокойства, как бы странно это ни звучало. Все дело в том, что детская нервная система не в состоянии справиться с огромным потоком информации, отсюда и тяжелые последствия в виде плохого сна, аппетита, перевозбудимость. Часто все это может привести к патологиям в нервной системе, поэтому ни в коем случае не стоит форсировать события, а выдавать малышу информацию очень аккуратно и дозированно.
Частое употребление упрощенных слов
Большинство детей на первых порах речевого развития склонны упрощать название предметов (собака - "ав-ав", машина - "би-би", ребенок - "ля-ля"), это - объяснимая реакция малыша, однако взрослым стоит приучать ребенка к нормальному произнесению слов. В противном случае, уже научившись более-менее сносно говорить, малыш по привычке будет упрощать свою речь.
Отставание в речевом развитии в процессе называния предметов
Такой вид задержки объясняется следующим образом - ребенок, запомнив названия тех или иных предметов, не может обозначать их признаки, действия, тем самым, связывая слова между собой. В большинстве случаев виной тому являются родители, которые привыкли заменять речь движениями, возгласами и жестами.
Поэтому с ребенком необходимо общаться в виде диалога, ни в коем случае не отмалчиваться, если он пытается что-либо рассказать, больше читать ему сказок, комментировать различные ситуации и действия.
Отставание в речевом развитии в период эмоционального общения
Такой вид задержек обусловлен тем, что в раннем возрасте родители, особенно матери, зачастую выражают свои эмоции не с помощью речи и слов, а путем обмена ласками, тактильными жестами, улыбками и смехом. Тем не менее, это неверно - даже в моменты, в которые, казалось бы, слова совсем не нужны, необходимо пояснять ребенку свои чувства, чтобы он тоже умел выражать эмоции не только телом, но и словами.
Отставание в речевом развитии вследствие ориентации на предмет
Такой вид отставания в речевом развитии происходит вследствие того же отсутствия общения со взрослым, когда родители пытаются заменить свои присутствие в жизни малыша многочисленными игрушками, мультиками и прочим "неживым" взаимодействием.
Выход может быть один - сократить количество игрушек, вместе с этим больше играть с малышом, рассказывать ему истории, увеличить эмоциональный контакт.
Подводя итог всему выше изложенному, можно сказать, что на речевое развитие ребенка, помимо заложенных на генетическом уровне данных, влияет еще и уровень общения с родителями. С малышом необходимо начинать разговаривать с момента его рождения (или даже в период беременности), читать ему больше книжек, а также слушать вместе с ним музыку или аудио-сказки.
Добавить комментарий